Минаматская конвенция о ртути: риски и возможности для Казахстана

Душкина Ю.Н., Мустафина В.В., Центр «Содействие устойчивому развитию». Гор Н.В., ПРООН.

Минаматская конвенция о ртути – важное международное соглашение, принятое 11 октября 2013 года в Японии, целью которого является охрана здоровья человека от антропогенных выбросов и высвобождений ртути и ее соединений.

Принятию Конвенции предшествовала большая работа, проводимая Всемирной организацией здравоохранения и другими международными организациями, по проведению исследований в сфере влияния ртути на окружающую среду и здоровье людей, а также разработке стратегий минимизации воздействия ртути.

За два года с момента одобрения Минаматской Конвенции о ртути ее уже подписали 128 стран. Из стран СНГ Конвенция подписана Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Процедуры ратификации Конвенции на начало февраля 2016 года завершили 28 стран. В их числе США, Япония, ОАЭ, Кувейт, Монголия и другие. Для того чтобы Конвенция вступила в силу необходимо, чтобы еще 22 страны ратифицировали Конвенцию. На данный момент наиболее приблизились к ратификации Румыния, Молдавия, Македония, Белоруссия и Латвия.

Основные положения Минаматской Конвенции

Для стран, ратифицировавших Конвенцию, становится обязательным введение запрета на новую добычу ртути и постепенный вывод из эксплуатации действующих месторождений ртути, контроль над продуктами с добавлением ртути и производственными процессами, в которых используется ртуть, а также контроль за кустарной и мелкомасштабной золотодобычей, сокращение выбросов и высвобождений ртути в окружающую среду из крупных промышленных предприятий. 

Страны должны предпринимать шаги для выявления запасов ртути или ртутных соединений в объеме свыше 50 тонн, а также источников поставок ртути, обеспечивающих создание запасов ртути в объеме свыше 10 тонн в год, которые находятся на ее территории. Конвенция содержит также статьи с подробным изложением необходимых мероприятий в отношении ртутных отходов, загрязненных участков и экологически безопасного временного хранения ртути.

Кроме обязательных мер, Конвенция устанавливает ряд добровольных положений. К таким положениям относятся мероприятия по снижению риска от загрязненных участков, оценка рисков для здоровья человека и окружающей среды, разработка и осуществление программ для защиты населения, подверженного риску и оказанию надлежащих медицинских услуг, разработка планов реализации Конвенции. Эти меры могут приниматься странами после первоначальной оценки с учетом внутренних обстоятельств.

Сторонам рекомендуется обмениваться информацией, касающейся технологических новшеств, экономически и технически осуществимых безртутных альтернатив и возможных мер и методов для сокращения и исключения применения ртути и ртутных соединений в производственных процессах, а также выбросов и высвобождений ртути и ртутных соединений в результате этих производственных процессов.

Выполнение положений Минаматской Конвенции о ртути требует активного участия всех заинтересованных сторон – государственных органов, местных исполнительных органов, промышленных предприятий, компаний, осуществляющих производство и импорт продукции, содержащей ртуть, перерабатывающих предприятий, а также неправительственного сектора. 

Актуальность проблем ртутного загрязнения для Казахстана

На территории Республики Казахстан имеются  очаги исторического загрязнения ртутью, связанные с деятельностью химических производств: территория Павлодарского химического завода, испарительные пруды озера Балкылдак, а также территория, прилегающая к реке Нура в районе г.Темиртау.

К существующим очагам ртутного загрязнения ежегодно добавляются новые эмиссии ртути, связанные с непреднамеренными выбросами ртути. В частности, для Казахстана характерны эмиссии ртути вследствие сжигания угля и отходов, неправильного обращения с ртутьсодержащими отходами (энергосберегающими лампами, термометрами, батарейками и прочей продукцией, содержащей ртуть), а также глобального переноса ртути в окружающей среде.

По данным Комитета по статистике за последние 5 лет выбросы промышленных предприятий в атмосферный воздух содержали 1 300 кг ртути и ее соединений (в пересчете на ртуть). При этом необходимо отметить, что данные о выбросах ртути предоставляют далеко не все предприятия. Большая часть предприятий, в частности ТЭЦ, в результате деятельности которых непреднамеренно образуется ртуть, не отчитывается о ее выбросах.

В рамках дополнительного исследования РГП «Казгидромет» проводит анализ содержания ртути в поверхностных водах бассейна реки Нура и в тканях рыбы. По данным за 3 квартал 2015 года максимальное содержание ртути в поверхностных водах составило 0,00040 мг/дм3. Максимальное содержание ртути в пробах нехищной пресноводной рыбы составило 0,17 мг/кг, в пробах хищных рыб – до 0,58 мг/кг, что соответствует установленным ПДК. Наличие ртути в рыбе является сигналом для принятия мер, поскольку, попадая в пищевую цепочку, концентрации ртути могут увеличиваться, и беспрепятственно проникать в организм человека. 

В 2004 году была разработана «Программа ртутного мониторинга в районе Северной промышленной зоны г.Павлодар на 2005-2020 годы». На основании данной Программы с 2005 года проводится мониторинг ртути в северной промышленной зоне г.Павлодар. Так, по данным Управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области в 2015 году было зафиксировано превышение допустимого уровня содержания ртути: до 14 ПДК в атмосферном воздухе, до 41 ПДК в почве, до 150 ПДК в подземных водах.

Дать достоверную количественную оценку всем существующим эмиссиям ртути в Казахстане на данный момент не представляется возможным, так как для этого необходим постоянный и повсеместный мониторинг и контроль над выбросами и сбросами ртути, а также обращением с ртутьсодержащими отходами. На сегодняшний день в рамках совместного проекта Правительства РК/ПРООН/ГЭФ «Обновление Национального Плана выполнения, интеграция управления стойкими органическими загрязнителями в процесс национального планирования и рационального управления медицинскими отходами в Казахстане» проводится первоначальная оценка поступлений ртути в окружающую среду в Казахстане.

Положительные аспекты ратификации и экономические издержки

Усилия, направленные на реализацию положений Минаматской Конвенции о ртути, позволят Казахстану в значительной степени улучшить комплексную политику в области безопасного регулирования ртутью и снижения воздействия ртути на здоровье людей и окружающую среду. Государственные органы смогут получить достоверную информацию о текущей ситуации с ртутным загрязнением в Республике Казахстан и внедрить соответствующие меры регулирования. 

Для промышленных предприятий Конвенция позволит улучшить систему мониторинга и контроля выбросов ртути в атмосферу, получить доступ к наилучшему международному опыту по контролю выбросов ртути и сокращению таких выбросов и, тем самым, снизить воздействие ртути на здоровье работников. 

Предприятия по переработке ртутьсодержащих отходов смогут решить проблему по безопасному управлению ртутными отходами и по дальнейшему обращению с металлической ртутью, которая образуется в процессе демеркуризации ртутьсодержащих отходов (в частности, ламп). 

В целом, население Казахстана получит достоверную информацию о вредном воздействии ртути и профилактических мерах предотвращения воздействия ртути на здоровье, а также доступ к качественным медицинским услугам для предупреждения и лечения от воздействия ртути и ртутных соединений. 

В тоже время ратификация Минаматской Конвенции повлечет экономические издержки со стороны государственных и местных исполнительных органов, государственных учреждений, промышленных предприятий и других. В первую очередь, издержки будут связаны с мероприятиями, направленными на выполнение обязательных мер Минаматской Конвенции. В числе данных мер перед государственными органами встанет вопрос проведения детальной инвентаризации ртути в Казахстане и ведения кадастра выбросов ртути и кадастра высвобождений ртути. 

Для промышленных предприятий экономические издержки будут связаны с организацией площадок временного хранения ртути, не являющейся отходами, в соответствии с экологически обоснованными принципами, а также модернизацией системы производственного мониторинга и контроля (прежде всего, ТЭЦ, предприятий по производству цветных металлов, цементного клинкера, сжиганию отходов) с целью обеспечения контроля выбросов ртути в окружающую среду и возможности контроля высвобождений ртути в воду и почву. 
Компаниям, осуществляющим производство или импорт люминесцентных ламп и других видов продукции с содержанием ртути, запрещенных Минаматской Конвенцией, также предстоит модернизация, внедрение безртутных альтернатив. 

Следует отметить, что  в Казахстане уже имеются предпосылки для реализации положений Минаматской конвенции.  

В частности, в настоящий момент подготовлен проект Закона РК о ратификации Протокола о регистрах выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ), а также предусматривается дополнение Экологического кодекса новой статьей по РВПЗ и разработка подзаконного акта «Правила ведения РВПЗ». Проект Правил предполагает мониторинг и контроль эмиссий ртути в атмосферный воздух и водные ресурсы. В этой связи, требование о контроле эмиссий ртути в рамках Минаматской Конвенции будет гармонизировано с требованиями в рамках РВПЗ. Требование по ведению кадастра выбросов и кадастра высвобождений ртути в почву и воду может быть выполнено при условии внедрения мониторинга ртути и осуществляться в рамках существующих в Казахстане государственных кадастров. Частично, вопросы безопасного обращения с ртутью, в частности ртутьсодержащими отходами, уже внедряются в казахстанское законодательство в рамках реализации Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. 

С целью поддержки стран в вопросах реализации установленных положений, Минаматская Конвенция предусматривает оказание финансовой и технической поддержки развивающимся странам и странам с переходной экономикой. На сегодняшний день известно, что приоритетом Глобального Экологического Фонда, оказывающего финансовую поддержку странам для решения экологических проблем, являются проекты, направленные на ртутное загрязнение. Получить данную поддержку могут страны, которые ратифицировали или подписали Конвенцию. 

Казахстан является стороной практически всех международных соглашений в области охраны окружающей среды, а также активным сторонником «зеленой» экономики. Учитывая данные факты, а также необходимость международной помощи в части решения существующих проблем ртутного загрязнения, считаем важным скорейшую ратификацию Казахстаном Минаматской Конвенции.  

Ратификация Конвенции позволит Казахстану совершенствовать экологическую политику в области минимизации воздействия ртуть, принять меры в отношении существующих в Казахстане проблем ртутного загрязнения, укрепить международное сотрудничество по вопросам минимизации воздействия ртути на здоровье людей и окружающую среду. 

Список использованных источников:

  1. Статистический сборник «Охрана окружающей среды и устойчивое развитие Казахстана, 2010-2014 гг.», Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, Астана 2015
  2. Информационный бюллетень о состоянии окружающей среды бассейна реки Нуры, Выпуск 4 (3 квартал 2015 год), РГП «Казгидромет», Астана, 2015 год
  3. Итоговый отчет по результатам государственного экологического ртутного мониторинга в районе северной промышленной зоны г.Павлодара за 2015 года, АО «Каустик», г. Павлодар, 2015 г.
  4. Рассылка «Новости «Эко-Согласия» по химической безопасности», 10 февраля 2016 год
Остались вопросы?
Мы с удовольствием на них ответим!
Зарегистрироваться
Оставьте предварительную заявку