Развитие стандартизации в области управления опасными компонентами коммунальных отходов в Казахстане

Душкина Юлия Николаевна, ведущий специалист, Шажабаева Айнур, специалист по стандартизации Центра «Содействие устойчивому развитию Республики Казахстан».

Реформирование системы управления отходами является одной из актуальных задач в свете перехода Республики Казахстан к «зеленой экономике». В последнее время проблеме управления отходами в Казахстане уделяется большое внимание на национальном и региональном уровнях. Согласно Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» «фактически Казахстану необходимо заново выстроить комплексную систему управления отходами» [1]. 

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан объем образованных отходов в 2016 году составил около 154 млн. тонн, в том числе 2,8 млн. тонн коммунальных отходов. 

По-прежнему, основным методом обращения с отходами остается размещение отходов на полигонах. Наибольшую обеспокоенность вызывает размещение на полигонах и свалках коммунальных отходов. В состав совместно собранных коммунальных отходов попадают опасные компоненты (электронное и электрическое оборудование, батарейки, аккумуляторы, ртутьсодержащие лампы и прочие), которые на полигонах постепенно разлагаясь, образуют вещества, отравляющие воздух, землю, грунтовые воды. В то же время в составе коммунальных отходов содержится ценное вторичное сырье (пластик, бумага, картон, стекло и прочее), которое должно быть извлечено и направлено на утилизацию и переработку. 

В развитых странах регламентируется весь жизненный цикл продукции: вопросы повторного использования компонентов выпускаемой продукции учитываются уже на стадии проектирования. Помимо нормативных документов, устанавливающих требования по всему жизненному циклу продукции, имеются также нормативы (директивы, стандарты, еврокоды и др.), по подтверждению соответствия выпущенной и реализуемой продукции, в том числе по повторному использованию продукции, непригодной для дальнейшего использования по назначению и утратившей свои потребительские свойства. 

Для предотвращения попадания вредных веществ из отходов на свалки и полигоны и, одновременно, для извлечения из них максимального уровня полезных веществ требуется принятие мер на уровне государства, направленных на организацию современной системы управления отходами, оптимизацию деятельности существующих предприятий по переработке отходов и создание новых. 

Следует заметить, что в Казахстане существуют предпосылки для развития этой сферы. Действующие предприятия готовы к принятию передового опыта в области организации сбора и переработки отходов, внедрению и соблюдению требований, базирующихся на гармонизированном законодательстве и наилучших доступных технологий в данной сфере.  

Для развития отрасли переработки отходов в Казахстане необходима современная нормативная база, в том числе стандарты, устанавливающие технические требования по обращению отходами и соответствующие международным подходам к обращению с отходами. 

На сегодняшний день в Казахстане действует порядка 15 национальных стандартов Республики Казахстан и более 30 региональных стандартов в области управления отходами. Среди национальных стандартов действуют основополагающие стандарты в области терминологии, документирования деятельности по отходам, около 10 стандартов по утилизации и переработке упаковочных отходов, также стандарты на специфические категории стандартов – изношенные шины, ртутьсодержащие отходы. Региональные стандарты регламентируют процессы идентификации и классификации отходов, этапы технологического цикла отходов, паспортизации, а также требования к отдельным категориям отходов таким, как отходы лома черных металлов, текстильных и шерстяных отходов. А также машины и оборудование по переработке отходов. 

Однако большинство действующих стандартов было принято до утверждения Экологического Кодекса Республики Казахстан и не гармонизировано с его нормами и требованиями, что делает их практическое применение трудновыполнимым.  

В целях обеспечения экологической безопасности и рационального использования ресурсов Министерством энергетики инициирована работа по развитию стандартизации в сфере управления промышленными и твердыми бытовыми отходами. 

В 2011-2012 году Центром «Содействие устойчивому развитию Республики Казахстан» был разработан ряд проектов национальных стандартов в области управления отдельными категориями отходов, которые в настоящее время попадают в общий поток ТБО. 

Одним из наиболее значимых стандартов на сегодняшний день является проект национального стандарта СТ РК «Отходы электронного и электрического оборудования. Требования безопасности при обращении». По экспертным оценкам, ежегодно в Казахстане образуется около 131 тонн отработанного электронного и электрического оборудования (далее – ЭЭО) [2]. При этом, в настоящее время требования по обращению с электронными отходами в Казахстане не регламентированы, отсутствует налаженная система сбора и переработки отходов ЭЭО и большинство отработанной электроники попадает на полигоны и несанкционированные свалки ТБО. Попадая на полигоны в составе совместно собранных отходов, тяжелые металлы, содержащиеся в ЭЭО, проникают в атмосферный воздух, почву и грунтовые воды. Они могут воздействовать на нервную и репродуктивную системы человека и вызывать онкологические заболевания [3]. 

Проект стандарта «Отходы электронного и электрического оборудования. Требования безопасности при обращении» направлен на обеспечение требований безопасности при обращении с отходами ЭЭО на всех этапах жизненного цикла отходов: сбор, хранение, транспортировка, утилизация и переработка. 

Раздельный сбор отходов ЭЭО у потребителей, установленный в проекте стандарта, является предпосылкой для обеспечения переработки и утилизации данного вида отходов в Казахстане, а требования к хранению, транспортировке, утилизации и переработке, позволят обеспечить необходимый уровень безопасности при обращении с отходами ЭЭО в специализированных организациях. 

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» в Казахстане установлен запрет на продажу и использование электрических ламп накаливания мощностью 25 Вт и выше в целях освещения. Это привело к росту спроса на использование энергоэффективных ртутьсодержащих ламп и, как следствие, увеличению объемом образования ртутьсодержащих отходов. 

На сегодняшний день в Казахстане действует СТ РК 1513-2006 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов. Основные положения». Стандарт распространяется на все виды шламообразных ртутьсодержащих отходов производства и потребления, включая бракованную продукцию, а также продукцию с истекшим сроком эксплуатации, в том числе люминесцентные и ртутные лампы (далее – РСО), и устанавливает классификацию ртутьсодержащих отходов и возможные способы их переработки. В соответствии с данным стандартом в Казахстане устанавливается четыре группы РСО в зависимости от содержания металлической ртути. При переработке РСО используют механические и физико-химические методы: амальгамирования, высокотемпературный обжиг, термические методы и химико-металлургические методы. Однако данный стандарт не регламентирует требования к собственникам отходов по сбору, хранению, транспортировке, а также учету РСО. 

Учитывая данный факт, экспертами Центра «Содействие устойчивому развитию Республики Казахстан» подготовлен проект национального стандарта СТ РК «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Учет и контроль движения ртутьсодержащих отходов. Основные положения». Положения стандарта подлежат применению юридическими лицами независимо от их формы собственности в пределах выполняемых ими функций, связанных с обращением с ртутьсодержащими отходами. Проект стандарта устанавливает основные положения и требования к учету и контролю движения ртутьсодержащих отходов на всех этапах жизненного цикла отходов. 

Согласно положениям проекта стандарта учет и контроль движения ртутьсодержащих отходов должны осуществляться предприятиями независимо от их формы собственности на всех этапах жизненного цикла: сбор, транспортировка, хранение и удаление. 

На предприятии необходимо осуществлять ряд организационно-технических мероприятий, направленных на контроль движения ртутьсодержащих отходов:

  • обеспечивать строгий учет материалов, приборов и оборудования с содержанием ртути, а также их сохранность и правильность списания;
  • своевременно списывать с основных фондов материалы, приборы и оборудование, содержащие ртуть, с последующей сдачей их на удаление в специализированные  предприятия;
  • осуществлять полный сбор и учет движения ртутьсодержащих отходов. 

Для более детального регулирования процессов обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами, в том числе утилизации и переработки, разработан проект национального стандарта СТ РК «Отходы. Требования к утилизации энергосберегающих ламп». Данный проект стандарта рассматривает требования безопасности на всех этапах жизненного цикла отходов энергосберегающих ламп. 

Вопросы обращения с отходами аккумуляторных батареи также являются актуальным на сегодняшний день. Данные отходы являются опасными источниками загрязнения почвы, воды и воздуха относится ко II классу опасности, так как в аккумуляторах содержится электролит, который наносит огромный вред экологии. Учитывая факт, что деятельность по обращению с данными видами отходов не регламентирован нормативными документами, Центром был разработан проект национального стандарта СТ РК «Отходы. Свинцовые аккумуляторные батареи. Требования безопасности при обращении».  Данный стандарт устанавливает требования по сбору, транспортировке, переработке, утилизации отработанных аккумуляторов, а также запрет на сдачи в пункты приема цветных металлов и выбросы отработанных аккумуляторных батарей на свалках.

Исключение отходов ЭЭО, аккумуляторов, ртутьсодержащих отходов из общего потока ТБО, позволит уменьшить эмиссии опасных химических веществ, содержащихся в них в окружающую среду. Использование компонентов данных отходов в качестве вторичного сырья позволит сократить нагрузку на первичные ресурсы и земельные ресурсы, отводимые под полигоны. В целом, установление специфического регулирования с опасными компонентами коммунальных отходов позволит значительно снизить уровень негативного влияния этих отходов на окружающую среду и здоровье людей.

Список использованных источников

  1. Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике».
  2. Всемирная карта электронных отходов http://www.step-initiative.org/step-e-waste-world-map.html (Оценка образования ОЭЭО в странах СНГ в 2014 г. экспертами StEP Initiative).
  3. Технические руководящие принципы в области электронных отходов.
Остались вопросы?
Мы с удовольствием на них ответим!
Зарегистрироваться
Оставьте предварительную заявку