Именно этой теме была посвящена прошедшая онлайн-конференция по вопросам экологического образования для детей.
К сожалению, в Казахстане есть ряд экологических проблем. Тонны твердых бытовых отходов (ТБО), которые наносят огромный вред природе, низкий уровень переработки ТБО, качество атмосферного воздуха, загрязнение поверхности вод, почв и другое. Многие жители совсем не стремятся улучшить экологическую ситуацию и продолжают пользоваться благами природы, элементарно оставляя после себя отходы.
Проблемы экологического воспитания сегодня актуальный вопрос. Оно должно начинаться не со школьной скамьи, а гораздо раньше и исходя из ситуаций, которые мы могли наблюдать последние два месяца мы могли наблюдать жители нашей страны проявили максимум неуважения к природе. Это факты с озером Кобейтуз в Акмолинской области, избиение тюленей в Актау, факты жесткого обращения с животными.
Лицезря происходящее, можно с уверенностью сказать, что экологическому воспитанию уделяется весьма мало внимания. Это показатель того, что необходимо поработать над повышением нашей экологической культуры. Необходимо учить детей ответственному и бережливому отношению к окружающей среде.
В онлайн-конференции приняли участие министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев, министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, министр информации и общественного развития Аида Балаева, а также 15 экспертов в сфере экологии.
Магзум Мирзагалиев подчеркнул, что экологическое образование не должно ограничиваться только одним предметом в школе.
- Считаю, что это должна быть комплексная работа всего общества, всех заинтересованных госорганов, экспертов, а также учителей, и, прежде всего, родителей, так как воспитание, как вы знаете, начинается с семьи. Именно поэтому министерство организовало такую встречу с экспертами для более детального обсуждения вопроса и диалога с общественностью, - отметил в своем выступлении Министр экологии.
В ходе конференции М.Мирзагалиев напомнил, что в Казахстане активно работает «горячая линия» Министерства экологии, геологии и природных ресурсов по стихийными свалкам.
- Как вы знаете, мы месяц назад запустили горячую линию по борьбе со стихийными свалками. У нас еженедельно поступает более 100 обращений. Это помимо того, что до этого мы отработали с «Казкосмосом» определили все места стихийных свалок. Но вместе с тем соответствующая проблема пока не решается. Хочу отметить, что начинает превращаться в тренд, когда люди выезжают семьями на природу, они собирают не только свой мусор, они наводят порядок на ближайшей территории. Это тоже превращается в большой тренд,- сказал М.Мирзагалиев.
Вместе с тем, министр отметил ряд других проблем связанных с экологией.
- Хочу отметить, что министерство готово оказать всяческую помощь. Мы готовы совместно с Министерством образования и науки РК продолжать работу, приглашать экспертов, организовать такие круглые столы, общественные обсуждения, в том числе помочь с подготовкой соответствующих методических пособий для наших учителей, – сказал министр.
Свое мнение выразил министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов. Он подчеркнул, что сейчас перед профильным ведомством не стоит задача в срочном порядке внедрять новый предмет в школах страны и реализовать план.
- Перед нами стоит задача качественного выполнения поручения Главы государства. Для этого наш подход и программа должны быть комплексными, - сказал Аймагамбетов.
В ходе конференции рассмотрели зарубежный опыт в области экологического образования.
Региональный руководитель РЭЦЦА Зафар Махмудов в своем выступлении отметил наиболее успешные страны, которые внедрили и реализовали экологическое образование - это Канада, Нидерланды и Швеция.
Зафар Махмудов выдвинул предложение оказать содействие в приглашении ведущих экспертов из данных стран, для реализации поставленных задач в сфере экологического образования.
Каждый из спикеров в ходе онлайн-конференции поделился своими предложениями по развитию экологического образования в стране.
Центр СУР и другие эксперты придерживаются мнения, что экологическое образование должно внедряться не только в школе, а начиная с дошкольных учреждений заканчивая всеми слоями населения.
Хотим отметить, что в этом направлении Центр СУР при поддержке Управления природных ресурсов и регулирования природопользования Мангистауской области разработали Программу непрерывного образования в сфере экологии и устойчивого развития для Мангистауской области. Данная программа охватывает дошкольное и школьное образование.
Были разработаны учебные пособия по экологии и устойчивому развитию для 4-х уровней образования на государственном и русском языках. Программа и учебные пособия успешно внедрены в программу образования Мангистауской области с 2011 года.
Вместе с тем в 2013 году Центр СУР разработал учебный модуль «Программа непрерывного образования в области экологии и устойчивого развития». Было проведено обучение тренеров по организации переподготовки учителей младших, средних и старших классов и воспитателей детского сада с целью использования учебных пособий в практике учебного процесса в регионах Мангистауской области.
В 2015-2016 гг. Центр СУР реализовал проект по разработке программы и учебно-методических пособий «Экология окружающей среды» для 3-х уровней школьного и дошкольного образования. Дополнительно к учебно-методическим пособиям были разработаны демонстрационные материалы, где имеются анимации, видеоролики, физкультминутки и др. приложения. Во всех районах Мангистауской области были проведены тренинги для учителей по использованию учебно-методических пособий, а также демонстрационных материалов.
В завершении обсуждения вопросов экологического образования, глава Минэкологии РК Магзум Мирзагалиев еще раз подчеркнул важность формирования среди казахстанцев ответственного и рационального отношения к использованию энергии, воды и других природных ресурсов, прививать привычку раздельного сбора бытовых отходов для его дальнейшей переработки.