Рымбаева А.Б., Душкина Ю.Н., Центр «Содействие устойчивому развитию»
В чем польза от введения регистра выброса и переноса загрязнителей в Казахстане?
С 2016 года в Казахстане внедряется регистр выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ) - инструмент обеспечения доступа общественности к информации о состоянии окружающей среды и защиты их прав на благоприятную окружающую среду.
В настоящее время Министерством энергетики Республики Казахстан проводятся внутригосударственные процедуры по ратификации Протокола о РВПЗ в рамках перспективного плана заключения международных договоров Казахстана на 2018-2019 годы.
В 2016 году в Экологический кодекс Республики Казахстан внесен ряд поправок, направленных на введение государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ) в соответствии с положениями Протокола о РВПЗ к Конвенции ЕЭК ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская конвенция).
Государственный регистр выбросов и переноса загрязнителей – это структурированная база данных по эмиссиям и загрязнению окружающей среды, размещенная в открытом доступе, которая ведется Министерством энергетики Республики Казахстан в целях обеспечения прозрачности.
Основная цель РВПЗ – обеспечить доступ общественности к информации о выбросах и переносе загрязнителей и отходов и опосредованно способствовать снижению и предотвращению загрязнения окружающей среды.
Об истории создания Протокола о РВПЗ
Впервые идея создания Регистра выбросов и переноса загрязнителей возникла после трагической аварии, которая произошла в декабре 1984 года в индийском городе Бхопал. В ходе реакции 42 т метилового эфира изоциановой кислоты произошло неконтролируемое повышение температуры и давления в реакторе, что повлекло выброс большого количества газа с высоким содержанием метилового эфира, фосгена, цианистого водорода и других химикатов. Небольшой ветер скоростью 5 км/ч способствовал распространению вырвавшихся из резервуара паров. Из-за прохладной погоды смертоносное облако толщиной до 5 метров стелилось по земле и накрыло городские районы площадью 40 кв.км. В результате катастрофы всего за один час погибло более 19 тыс. чел., свыше полумиллиона получили отравление. Это самая крупная катастрофа за все время развития химической промышленности. Жители города Бхопал до сих пор продолжают страдать от последствий той техногенной катастрофы.
Причины катастрофы до сегодняшнего дня официально не установлены.
Вскоре после этого Конгресс США одобрил закон о планировании действий в чрезвычайных ситуациях и праве населения на информацию, предусматривающий создание регистра, названного Кадастром токсичных выбросов. Кадастр позволял отслеживать выбросы более 600 химических веществ в атмосферу, воду, землю и перенос за пределы участков. Другие страны, включая Австралию и Канаду, последовали этому примеру и разработали национальные системы выбросов.
21 мая 2003 года в Киеве на внеочередной встрече Сторон Орхусской конвенции в рамках V Международной конференции министров «Окружающая среда для Европы» был принят текст Протокола о РВПЗ, который вступил в силу 8 октября 2009 года и стал первым международным соглашением, которое гарантирует общественности право на доступ к экологической информации.
Протокол о РВПЗ является первым юридически обязательным международным документом о регистрах выбросов и переносе загрязнителей. Протокол может быть подписан всеми странами, включая государства, которые не ратифицировали Орхусскую конвенцию, а также государствами, не являющимися членами ЕЭК ООН. В настоящее время Протокол ратифицировали более 30 стран, в том числе Албания, Норвегия, Республика Молдова, Сербия, Швейцария, Украина, страны Европейского Союза.
Обязательства по Протоколу о РВПЗ
Согласно Протоколу о РВПЗ предприятия ежегодно представляют информацию об эмиссиях в окружающую среду и переносе загрязняющих веществ, которая представляется общественности в форме регистра.
Протокол включает 86 веществ, в том числе тяжелые металлы, стойкие органические загрязнители, парниковые газы, канцерогены и другие опасные вещества. Отчетность в воздух предусмотрена для 59 веществ, в воду – для 61 вещества, в почву – для 60 веществ. Отчетности подлежат различные виды деятельности, в том числе, предприятия нефтеперерабатывающей, энергетической, металлургической, химической, горнодобывающей промышленности, а также мусоросжигательные заводы, сельское хозяйств, хотя основное внимание в Протоколе уделяется предоставлению информации от крупных стационарных источников загрязнения. В нем также устанавливаются правила отчетности для диффузных источников, а именно, транспорта, малых и средних предприятий.
С 2013 года по 2016 год в Казахстане в пилотном режиме реализован ряд проектов по РВПЗ, отчеты крупных природопользователей по которым доступны на интернет ресурсе Национального Орхусского центра (http://aarhus.kz/ru/1-21).
С 2017 года всем предприятиям I категории необходимо предоставлять информацию для государственного регистра выброса и переноса загрязнителей, который ведется Министерством энергетики Республики Казахстан (статья 160 Экологического кодекса).
В реализацию статьи 160 Экологического кодекса утверждены Правила ведения государственного регистра выбросов и переносов загрязнителей (Приказ Министра энергетики от 10 июня 2016 года №241), согласно которым природопользователи, имеющие объекты I категории, ежегодно до 1 апреля предоставляют в территориальные подразделения Министерства энергетики по месторасположению каждой производственной площадки, следующую информацию за предыдущий год:
- общие сведения о природопользователе;
- электронный вариант выданного экологического разрешения;
- информацию по объему фактических эмиссий в окружающую среду: в атмосферный воздух, в водные объекты, об отходах производства и потребления, образованных на производственной площадке, о размещении серы, образованной на производственной площадке;
- электронный вариант программы производственного экологического контроля и отчета экологического мониторинга;
- план мероприятийпо охране окружающей среды и отчет о выполнении данного плана;
- результаты государственного экологического контроля;
- сведения об обязательных платежах в бюджет за эмиссии в окружающую среду, в том числе за сверхустановленные нормативы.
Природопользователи, имеющие несколько производственных площадок, расположенных на территории одной области (города республиканского значения, столицы), предоставляют информацию об эмиссиях по каждой производственной площадке отдельно.
Территориальный орган представляет всю полученную информацию в электронной форме в Министерство энергетики Республики Казахстан, которое размещает РВПЗ в открытом доступе.
С целью повышения осведомленности о РВПЗ разработан сайт http://prtr.ecogosfond.kz/, на котором можно ознакомиться с мероприятиями проекта и полезной информацией по РВПЗ, а также принять участие в обсуждении проектов документов, разрабатываемых в рамках проекта.
Польза РВПЗ для государства, общества и промышленности
РВПЗ помогает странам регулировать многие вопросы, связанные загрязнениями: отслеживать образование, судьбу эмиссий опасных химических веществ во времени, изучать прогресс в сокращении выбросов и устанавливать приоритеты сокращения и даже ликвидации потенциально опасных выбросов, сбросов и отходов.
Внедрение РВПЗ в Казахстане будет способствовать реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике, выполнению обязательств по ратифицированным международным соглашениям в области охраны окружающей среды.
Польза РВПЗ для общества заключается в гарантированном информационном обеспечении права на благоприятную окружающую среду. Общественность может использовать данные РВПЗ для ознакомления с экологической ситуацией в конкретных населенных пунктах и для оценки деятельности предприятий, секторов экономики или государственных органов. Используя данные регистра, население может задавать вопросы об экологическом благополучии или рисках для здоровья, тем самым мотивируя предприятие улучшать экологические показатели.
РВПЗ поможет промышленному сектору и предприятиям-потребителям химикатов составить более чёткое представление о результативности и эффективности их деятельности. Это послужит стимулом к внедрению экологически безопасных технологических процессов, включая переход на «зелёные» технологии, которые повысят конкурентоспособность предприятий и их рейтинг на национальном и международном уровнях. Кроме того, внедрение РВПЗ способствует сокращению количества запросов от населения в районе расположения предприятия; повышению экологического рейтинга предприятия.
За последние несколько десятилетий РВПЗ стал важным новым инструментом в области регулирования химических веществ. Делая информацию о выбросах загрязняющих веществ в окружающую среду достоянием общественности, РВПЗ повышают осведомленность об основных источниках угрозы здоровью и окружающей среде. Это обеспечивает общественности возможность играть эффективную роль в решении проблем, связанных с загрязнением окружающей среды.