Обсуждение российского закона о внутреннем углеродном регулировании в последнее время становится все более жарким. Если в ближайшее время закон не будет принят, отечественная продукция и сырье могут стать неконкурентоспособными на международных рынках.
Дискуссии об углеродном регулировании спровоцировал «внешний» фактор – Европейская комиссия предупредила, что в скором времени планируется принятие «пограничного корректирующего углеродного механизма». Ранее было заявлено, что обновленные углеродные регуляции начнут действовать после 2023-го года. Но необходимость принятия антикризисных мер для восстановления после пандемии скорректировала планы, и новый сбор может быть введён уже в конце 2021-го.
Ужесточение регулирования выбросов парниковых газов (ПГ) являются частью плана, цель которого – добиться полной декарбонизации мировой экономики в 2050 году. По данным Всемирного банка, в мире были разработаны, внедрены или планируются к внедрению 58 инструментов по контролю выбросов. Сегодня о намерении достичь нулевых выбросов к 2050-му году объявили более 120 сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, 15 субнациональных регионов, 398 городов, 786 предприятий и 16 инвесторов. Дания, Франция, Новая Зеландия, Швеция и Великобритания закрепили это обязательство в законодательстве.
Готовимся?
Создание российской нормативно-правовой базы в сфере углеродного регулирования было закреплено в принятом в 2014 г. Планом мероприятий по обеспечению до 2020 года сокращения объёма выбросов парниковых газов. В ноябре прошлого года прошли Парламентские слушания по законопроекту «О концепции государственного регулирования выбросов и поглощений парниковых газов в контексте стратегических целей и задач РФ», разработанному Минэкономики России. Однако, несмотря на то, что законопроект обсуждается не первый год, ведомства, вовлеченные в процесс, так и не смогли договориться о механизмах и инструментах.
Самым ярым противником введения углеродного налога является Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), который направил в Минэкономики предложения «о способах сокращения рисков от возможного введения ЕС углеродного регулирования». Для РСПП все, что связано с низкоуглеродным развитием, как «красная тряпка» для быка. Ранее деловые круги выступили с жесткой критикой Климатической стратегии, разработанной Минэкономразвития.
Теперь представители бизнес-ассоциации предлагают продвигать позицию о необходимости отмены таможенных пошлин для низкоуглеродных товаров в переговорах с ЕС. РСПП так не нравится перспектива платить налоги на углерод, что в качестве радикальной меры организация «не исключает проведения на различных площадках, в том числе во Всемирной торговой организации (ВТО), разбирательств с ЕС, а также принятия ответных мер по защите российских производителей».
По мнению экспертов, позитивный исход такого противостояния вряд ли возможен. «Надо помнить, что российские авиакомпании тоже поначалу отказывались платить за выбросы СО2 от перелетов внутри ЕС и даже судились из-за этого. Но все суды, разумеется, проиграли, заплатили миллионы евро в виде штрафов и теперь играют по правилам ЕС: покупают квоты на выбросы СО2 и платят их стоимость. Думаю, что с корректирующим углеродным регулированием импорта в ЕС будет ровно то же самое», – считает генеральный директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин.
Представители общественных экологических организаций считают, что принятие закона об углеродном регулировании давно назрело, об этом в своем письме Министру экономического развития пишут представители Гринпис России.
Однако нынешняя редакция документа представителей гражданского общества не устраивает – экологи предлагают вернуть в закон положения о рыночных механизмах и более жестких мерах регулирования оборота углеродных единиц. В «WWF России» считают, что только добровольных действий компаний по осуществлению проектов недостаточно, должна быть и плата за сверхлимитные выбросы парниковых газов.
По словам спецпредставителя президента России по вопросам климата Руслана Эдельгериева, «без формирования в России системы торговли выбросами, создающей условия для их снижения путем модернизации производств, повышения их энергоэффективности и реализации проектов поглощения парниковых газов, законопроект представляется ущербным для государства».
О несостоятельности нынешнего варианта законопроекта говорит и директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин: «Этот законопроект не защищает российские компании, а создает для них дополнительные риски, поскольку заведомо ставит Россию в положение страны, не предпринимающей никаких мер для смягчения изменений климата вопреки содержащимся в Парижском соглашении требованиям. При таком регулировании выбросов российские экспортеры попадают в максимально некомфортные для себя условия на мировых рынках, а мировые инвесторы отворачиваются от российских компаний и от российского рынка в целом».
От такого «регулирования», по мнению эксперта, выиграют (да и то временно) прежде всего угольные компании. «Они смогут и дальше пользоваться льготами и сохранять выгодный для себя статус за счет остальных секторов. Пока ситуация в экономике не зайдет слишком далеко…», – добавляет эксперт.
Есть что терять
Из стран – крупных экспортеров в ЕС система регулирования парниковых газов не введена только в Турции и России. При этом, в случае принятия Евросоюзом новых норм углеродного регулирования России есть что терять – 42% всего российского экспорта приходится на европейские страны. В исследовании консалтинговой компании BCG «Как пограничный углеродный сбор ЕС может повлиять на мировую торговлю» делается вывод о том, что эта мера может в корне изменить структуру конкурентного преимущества на одном из крупнейших мировых рынков.
«Углеродный сбор на импорт в ЕС станет новым существенным вызовом для российских экспортеров, особенно в таких отраслях, как нефтехимия, металлургия и производство удобрений, – уверены экономисты. – Если не учитывать часть товаров и услуг, которые пока не включены в систему углеродной торговли, например транспортные услуги, то облагаемая новым сбором база составит около 100-160 млн т, что приведет к дополнительной нагрузке для экспортеров из России порядка $3-4,8 млрд в год».
Эксперты считают, что для удержания своей ниши среди поставщиков на европейский (и не только) рынок необходима «внешняя синхронизация». России необходимо обеспечить прозрачность стандартов измерения и отчетность по выбросам парниковых газов, механизмов и целей по снижению выбросов в рамках Парижского соглашения. Также – создать внутренний механизм регулирования «углеродного рынка». Необходимо формирование предпосылок для диверсификации торгового оборота крупного экспорта и расширения рынков сбыта. Ну и конечно – принятие национального законодательства об углеродном регулировании.
Российскому бизнесу эксперты рекомендуют вести внутренний учет с использованием условных цен на углерод, менять технологии и способы производства для снижения углеродного следа: «Компаниям следует начать измерять свой углеродный след, отслеживать стоимость углеродных выбросов и их влияние на общие затраты, планировать действия при различных сценариях развития событий, а также подключиться к процессу формирования государственной политики в этой сфере».
При этом аналитики уверены, что эффект от всех этих усилий не заставит себя ждать. Эксперты подсчитали, что введение углеродного налога на выбросы свыше 70% от уровня 2018 года поможет привлечь 381 млрд руб. внебюджетных средств для реализации федерального проекта «Чистый воздух». По оценкам Аналитического кредитного рейтингово агентства (АКРА), 100%-й потенциал углеродного налога составляет порядка 600 млн тонн СO2-эквивалента в год, что сможет приносить в бюджет до 1,5 трлн руб. ежегодно. Возможность инвестирования в систему очистки выбросов за счет налогового резерва от углеродного налога будет стимулировать предприятия вкладывать средства в снижение объема выбросов и повышение энергоэффективности, что вписывается в Стратегию долгосрочного развития РФ до 2050 года с низким уровнем выбросов парниковых газов.
«Благодаря сбалансированному подходу к внедрению инструментов контроля выбросов российские экспортеры смогут избежать потерь при поставках своей продукции. Реализация программ энергоэффективности и налоговые льготы, в свою очередь, позволят компенсировать бизнесу дополнительную фискальную нагрузку», – уверены экономисты АКРА.
Сохранить позиции, но не любой ценой
Сторонник введения мер углеродного регулирования в России Директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин анализируя активность вокруг Закона об углеродном регулировании опасается «профанации климатических мер». По словам, есть риск, что «сначала российские компании пошумят, повозмущаются, что-то на этом потеряют, а потом подстроятся под новые требования и будут работать как ни в чем не бывало»…
«Разве не ясно, что ситуация глобального энергетического перехода принципиально отличается от равновесной ситуации стабильного и стабильно растущего рынка энергоресурсов? Что мы, – крупнейшие экспортеры углеродных энергоресурсов – косвенно несем ответственность за выбросы в атмосферу 2 млрд т СО2 в странах-импортерах, а значит рискуем потерять этот экспорт по мере того, как страны-импортеры будут сокращать свои выбросы СО2 до нуля в соответствии с целями и задачами Парижского соглашения 2015 года. И что сокращать выбросы они будут не когда-нибудь потом, после 2035 года, а прямо сейчас. Что в этих условиях углеродные энергоресурсы больше не являются и не могут являться драйверами экономического роста (и это мы отчетливо видим, как минимум, последние 10 лет), а, наоборот, становятся тормозом экономического роста, отвлекая на себя все больше ресурсов и давая все меньше отдачи для экономики и бюджета? А значит главной целью должно быть не сохранение любой ценой позиций России в мировой энергетике в рамках ресурсно-сырьевого и технологического уклада конца XX века на следующие 15 лет, а скорейшая декарбонизация российской энергетики с выходом на новые, «зеленые» рынки для обеспечения лидерства России в рамках нового низкоуглеродного уклада».
Источник: https://bellona.ru